«Успех в жизни в большей степени зависит от того, что окружающие смогут сделать для вас, чем от того, что вы сделаете для них»
Эл Райс, гуру маркетинга
Хорошо это или плохо, но сфера образования одна из самых консервативных. Можно вернуться на 100 даже на 200 лет назад и увидеть, что в процессе передачи знаний почти ничего не изменилось. Менялись детали, методологии, отменялись розги, но по сути оставались те же уроки в школах, лекции в университетах, домашние задания и т.д. Появление персональных компьютеров в конце ХХ века и распространение мобильных устройств в начале ХХI тоже не стали предпосылками для революции.

Еще нет, это только начало. В авангарде изменений в закостеневшей (давайте признаемся себе в этом!) системе образования сейчас находятся многочисленные стартапы. Они не боятся экспериментировать и предлагают самые невероятные концепции, которые затем проходят проверку на прочность со стороны пользователей и, конечно, инвесторов. Вместе они формируют быстро растущий рынок онлайн-образования или MOOC (Massive Open Online Courses). По прогнозам исследовательской компании J’son & Partners Consulting в 2016 г. его объем превысит рекордные $50 млрд. Но чтобы разделить между собой лакомый пирог, участники рынка применяют самые разные методы.
UniWeb

Отличительной особенностью UniWeb является участие в подготовке контента – в итоге «товар» получается штучный. В этом сила и одновременно слабое звено выбранной бизнес-модели: ее тяжело масштабировать, но потенциально она позволяет больше зарабатывать на одном ученике. Например, стоимость программы Integrated MBA Института бизнеса и делового администрирования достигает 500 000 руб. Проект играет роль переходного звена от классической к современной модели образования.
Preply

Как и в случае с UniWeb, главным драйвером развития проекта Кирилла Бигая является предоставление доступа к качественным знаниям. Только поставщиком знаний выступают в данном случае не вузы, а зарегистрированные на платформе индивидуальные преподаватели. Они получают возможность дополнительного заработка (нередко в валюте, если ученик находится за пределами России), а ученики в свою очередь могут учить языки с носителями через скайп. Про внутренний рынок создатели сервиса тоже не забыли – встречи с репетиторами можно назначать по старинке дома.
Udemy

Интересной отличительной особенностью Udemy (и хорошим источником дохода) является опыт работы по В2В-модели с крупными корпоративными клиентами. Послужной список клиентов впечатляет – чего только стоит оператор мобильной связи T-Mobile. В этой части бизнеса Udemy создает тренинги при участии заказчиков, которые затем их используют для внутренних целей обучения сотрудников.
Coursera

Суть смелого эксперимента Coursera состоит в том, чтобы повысить доверие к онлайн-образованию. Предполагается погружение в курсы в режиме реального времени, сдачи экзаменов и получение сертификатов. Кстати, они все чаще украшают профили пользователей в LinkedIn. Некоторые особенно востребованные курсы платные, стоимость может составлять нескольких сотен долларов, зато ученик (в случае успешного окончания!) вправе рассчитывать на сертификат соответствующего учебного заведения.
Khan Academy

В настоящий момент Khan Academy, пожалуй, как ни один другой образовательный стартап, заставила переосмыслить существующую модель образования. А ведь все начиналось практически с баловства или, точнее, с невинного хобби. Прообразом для энциклопедического каталога уроков послужила серия записанных и выложенных на Youtube видео с уроками по алгебре. Предназначались они… для племянницы Хана.

соучредитель и управляющий партнер Preply