Вряд ли в сети мировой паутины можно отыскать более простой сервис, чем Вебмастер Яндекса. Он очень удобен и легок в управлении. При этом сотрудники команды Яндекса сделали все, чтобы, кроме удобства и простоты, сервис еще получил бы и отличные информативные качества. Это касается как информативности с точки зрения содержательности информации о проиндексированном сайте, так и с точки зрения содержательности информации подсказок и справок не только по самому сервису, но и подсказок вебмастеру в отношении сайт-поисковая машина.
Пройдя простую процедуру добавления сайта в очередь на индексирование и подтвердив права на сайт, вебмастер попадает на страничку, на которой расположены ссылки, ведущие к интересующей информации по сайту. Эта информация получена поисковым роботом Яндекса из сети Интернет и теперь она ожидает своего получателя — вебмастера. Если же ресурс добавлен на индексацию только недавно, то и, конечно же, первая информация о сайте появится лишь через некоторое время. В данном случае следует немного подождать. Первая информация о сайте обычно появляется спустя неделю-две, а далее происходит ее постоянное обновление.
Для того, чтобы облегчить поисковому роботу работу с сайтом, в сервисе Вебмастер необходимо добавить файл robots.txt и указать путь роботу к карте сайта – Sitemap. В настройках индексирования расположены две странички: «Анализ robots.txt» и «Файлы Sitemap». Первая страничка позволит загрузить и проанализировать существующий в корневой директории сайта файл robots.txt. Проведение этой несложной процедуры даст возможность определить ошибки в файле. Если же файл содержит ошибки, то вебмастер имеет возможность обратиться к подсказкам, размещенным на сервисе справки, чтобы узнать, как правильно разработать данный файл. Создав же на своем сайте файл sitemap, вебмастер может добавить информацию о нем на страничке «Файлы Sitemap», познакомившись перед этим в справке с информацией о том, какие файлы принимает Яндекс и что такое вообще sitemap.
В разделе «Общая информация» вебмастеру предлагается информация общего порядка: уровень ТИЦ сайта, количество страничек, находящихся в поиске, количество загруженных страничек и исключенных поисковым роботом, количество внешних ссылок на страницы сайта, а также дату последнего посещения роботом сайта вебмастера. Особенностью этой странички является график, показывающий динамику изменения в количестве страничек исключенных роботом из поиска. Обычно это странички, которые уже более не существуют на сайте: изменены, переименованы или удалены вебмастером. Плюс этого графика в том, что вебмастер может легко проследить динамику изменений производимых им на сайте. Обычно при проведении изменений количество исключаемых роботом из поиска страничек растет, растет и количество замечаний к страничкам, однако чуть позже поисковый робот замечает сделанные обновления на сайте – растет и информативность страничек, загруженных роботом. Этот график – несомненное преимущество сервиса, позволяющее четко отслеживать динамику вступления в силу в поиске производящихся изменений на сайте вебмастера.
Несомненным плюсом сервиса можно назвать также возможность географического таргетирования сайта и определения региона, к которому относится проиндексированный сайт. Регион сайта может указать сам вебмастер в разделе «География сайта». Кроме того, для корпоративных сайтов или же для сайтов, предлагающих товары и услуги, сервис предоставляет возможность указать контактную информацию, которая отображается на странице поиска. И еще: сервис также позволяет улучшить информацию, представляемую на страницах поиска путем передачи содержимого информации сайта.
Интересным предложением со стороны сервиса является возможность изменения регистра букв в url сайта. Обычно все буквы адреса сайта передаются через нижний регистр, однако благодаря этой услуге нижний регистр может быть изменен на верхний. Так поступить, к примеру, можно с первой буквой адреса.
А вот существенным недостатком сервиса есть невозможность изменения адреса сайта, добавленного в поиск. Если у ресурса изменился url, то изменить его уже нельзя. Придется добавлять сайт вновь на индексацию и ожидать поискового робота. Кроме того, откровенное преимущество сервиса – его информативность – очень быстро превращается в его основной недостаток, так как все справки написаны довольно непростым сухим языком понятным иногда только узкому кругу профессиональных программистов. К примеру, та же информация о файлах robots.txt представлена сложным не всегда понятным языком профессиональных терминов. Ведь данные справки пишутся не для тех, кто уже немало «съел» в программировании и уже давно с «закрытыми глазами» составляет такие файлы, как robots.txt, а для тех, кто не обязательно едва ориентируется в вопросах программирования и добавляет свои сайты, к примеру, с бесплатных хостингов.
У сервиса Яндекс. Вебмастер можно выделить как достоинства, так и некоторые недостатки. Преимуществ сервиса (географическое таргетирование, возможность добавлять специфические для индексации сайта файлы и др.) значительно больше его недостатков и они существенней. Не менее существенным является легкость пользования инструментами сервиса, их простота. Однако и недостатки нельзя не подметить, главным из которых следует назвать трудности в понимании изложенной профессиональным языком информации справок сервиса.