Далеко не все веб-мастера обращают внимание на оптимизацию изображений. А зря. Немалая часть пользователей использует сервис «Картинки» компании Google и других поисковиков. С помощью оптимизации можно добиться, чтобы картинки с Вашего сайта выдавались в числе первых, а значит, стабильно привлекали большее количество посетителей. Кроме того, SEO сделает изображение более релевантным материалам, размещенным на странице, и облегчит поисковым системам задачу классифицировать контент. Еще один бонус – линкбайтинг. Пользователи, впечатленные интересными и красивыми картинками, поделятся ссылками со своими знакомыми, те – с другими людьми и т.д. Таким образом ссылки веерно распространяются по всей сети. В качестве примеров можно привести демотиваторы и набирающие популярность мемы.
На рейтинг картинок влияют как стандартные для всего контента ранжирующие факторы, так и специализированные. От чего зависит рейтинг изображений и как его повысить, рассказал поисковый аналитик Рейд Бандремер.
1. Параметр alt text (альтернативный текст)
Изначально этот параметр был введен, чтобы помочь людям со слабым зрением или тем, кто пользовался текстовым браузером и не имел возможность видеть изображение. Он добавляется к картинке, поясняя, что на ней изображено. Выглядит как конструкция alt=»___».
Желательно, чтобы альтернативный текст был уникальным. Эффективность оптимизации упадет, если использовать одинаковый текст для многих картинок. Использование в alt text целевых ключевых слов повысит релевантность страницы, но только в том случае, если это не будет простое перечисление всех ключей. Поисковые системы обращают внимание на релевантное и естественное применение ключевых слов. Больший вес получают слова, размещенные в первой части текста.
Для шаблонной графики не имеет смысла применять параметр alt text, так как она может повторяться на страницах сайта и не привносит ничего нового. Более того, поисковые системы считают его избыточным.
2. Имя файла
Правильное имя файла повышает рейтинг изображения и релевантность страницы. Оно обязательно должно иметь отношение к картинке. Осмысленное название лучше, чем набор цифр и букв. Можно сгруппировать изображения по тематике, используя в имени одинаковый ключ и разные числа. Это немного добавит картинкам SEO-вес. Пожелания к использованию в имени файла ключевых слов те же, что и для alt text: не перебарщивайте.
3. Контент страницы
Качество размещенных на сайте материалов, а также авторитет страницы очень сильно влияют на местоположение картинки в выдаче результатов. Чем выше рейтинг страницы, чем ближе к топу она находится, тем выше рейтинг изображения, размещенного на ней. По контенту (особенно по заголовку и расположенному рядом с изображением текстом) поисковики определяют тематику картинки.
Как уже говорилось ранее, пользователи с удовольствием делятся ссылками на занимательные, полезные, удивительные изображения и изображения «в тему». В результате популярные фотографии и рисунки обеспечивают сайт стабильным трафиком.
4. Ссылки
Думаю, тот факт, что входящие ссылки являются весьма важным инструментом в SEO, ни для кого не станет открытием. Для оптимизации картинок роль ссылок не меньше. Точно также поисковиками учитываются количество входящих ссылок, их текст и репутация сайтов, с которых они ведут.
Текстом ссылки в данном случае является alt text, поэтому создавайте его вдумчиво.
Google рекомендует упрощать процесс размещения ссылок на картинку. Можно использовать на странице специальный HTML-код, содержащий ссылку и на картинку, и на сайт. С помощью этого кода посетители смогут размещать изображение у себя на сайтах и в блогах. При этом сохраняется ссылка на первоисточник.
По поводу «хотлинков». Далеко не все веб-мастера приветствуют размещение на картинке прямых ссылок, вызывающих ее непосредственно с сервера. Это обусловлено дополнительной нагрузкой на сайт и возможностью нарушения авторских прав. С другой стороны, «хотлинки» повышают рейтинг картинки, так как являются внешними ссылками.
5. Размер файла
Если размер изображения слишком велик, у пользователя может не хватить терпения дождаться загрузки страницы. Большинство поисковых систем тоже не любят больших файлов, хотя найти картинку, затрудняющую индексацию, достаточно проблематично. Исключение составляет Яндекс, предпочитающий больший вес.
6. Текст на картинках
Как правило, следует избегать текста на изображениях. Если же приходится использовать такие картинки, то alt text должен соответствовать словам на них. В случае, когда изображение является главным, используйте теги h1 или h2. В этом случае поисковики обратят особое внимание на альтернативный текст картинки.
7. Хранение изображений на внешних серверах
Хостирование изображений – весьма спорная вещь. С одной стороны, ускоряется загрузка страниц. С другой – вес ссылки на изображение передается сайту, на котором она хранится. В этом случае необходимо проанализировать, что перевесит: преимущества, которые дает SEO, или скорость загрузки.
8. Карта сайта
Изображения следует добавить и в карту сайта. Тогда поисковые системы проиндексируют их. В карте сайта должны присутствовать специальные теги для изображений. Можно создать отдельную карту для картинок.
9. Оптимизация изображений – не первоочередное задание
В Интернете найдется не так уж много сайтов с идеальной оптимизацией картинок. Трудозатраты на SEO изображений достаточно велики и не всегда оправданы. В первую очередь следует решать более насущные задачи. Кроме того, если выложенные на сайте картинки в большинстве своем типовые, то их оптимизация абсолютно нецелесообразна.
Как правило, достаточным будет внесение изменений, не требующих особых временных затрат. Если у CMS есть такая функция, можно одновременно загружать новые значения alt text для всех картинок. А вот изменение имени файлов и их последующая выгрузка на сервер часто оказывается бесполезной тратой времени.
Как понять, что оптимизация изображений принесет свои плоды? Есть несколько ситуаций, когда SEO целесообразно.
- На сайте размещено много изображений. Это могут быть медиапорталы, интернет-магазины и пр.
- Картинки на сайте – это то, чем Вы можете заинтересовать посетителей. Речь идет об авторских изображениях на сайтах фотографов, дизайнеров, архитекторов и др.
- Без изображений затрудняется понимание пользователем текста. Имеются в виду разного рода графики, диаграммы, таблицы.
- Производится оптимизация целевых с точки зрения SEO разделов.
- Большинство посетителей попадает на сайт в результате поиска изображений по ключевым словам. В этом случае следует проанализировать, какие запросы вводятся для поиска именно картинок, а затем оптимизировать изображения под них. Google Analytics поможет оценить качество и количество трафика, генерируемого такими ключами.
- Изображения на сайте могут привести к линкбайтингу. Имеет смысл оптимизировать именно те рисунки и фотографии, которые заинтересуют пользователя, вызовут у него желание поделиться найденной информацией. Основные поисковые системы разработали для веб-мастеров инструменты, позволяющие отследить, какие изображения пользуются наибольшей популярностью.
- На SEO картинок «для людей» тратиться много времени и средств. В этом случае имеет смысл параллельно оптимизировать изображения и «для поисковиков».
В качестве примера рассмотрим результаты поиска Google Картинок по запросу «атлантический океан». Два первых изображения размещены в статье об этом океане на сайте Википедия. Это яркий пример того, насколько важна репутация страницы. В данном случае огромное количество сайтов приводят ссылки на эту статью, текст и изображение релевантны, страница содержит много информации об океане. Нетрудно догадаться, что статья тоже расположена на первом месте в выдаче результатов.
Следующие три картинки взяты с сайтов русских энциклопедий krugosvet.ru и vokrugsveta.ru. На них ведет меньше ссылок, но качество контента тоже высокое, в описании присутствуют ключевые слова.
Шестая картинка размещена в научно-популярном блоге oceanology.ru. Помимо ключей в статье используются ключи в альтернативном тексте (например, «alt=»Атлантический океан, мыс Канаверал, Флорида»»).
Кстати, используя плагин SeoQuake для Firefox, можно увидеть количество сайтов, ссылающихся на картинку («хотлинки»).
Дальнейший анализ результатов подтвердил вышеупомянутые факты: важны авторитет страницы, наличие достаточного количества внешних ссылок, ключей в альтернативном тексте, имени файла и текстах статей.