Любой человек, занимающийся сайтами, хотел бы четко знать, как сайт выглядит в глазах поисковой системы. Максимально приблизиться к этим знаниям позволяют панели вебмастеров. Поговорим, в частности, о панели вебмастера Google.
Для того, чтобы начать работу с панелью, требуется добавить свой сайт в предложенную форму, а также подтвердить свои права на него удобным способом. На выбор предоставляются следующие способы:
- Загрузить файл подтверждения в формате html в корень сайта на хостинг. Этот способ рекомендован гуглом, и он довольно прост в исполнении. После загрузки требуется всего-навсего проверить доступность указанной странички, и в случае положительного результата нажать кнопку «подтвердить».
- Добавление мета-тега в код шаблона. Способ доступен только в случае, если у вас есть возможность поменять html код. Верификационный тег вставляется по аналогии с остальными мета-описаниями.
- Подтверждение с помощью Google Analytics. Это, пожалуй, самый простой способ для владельцев аккаунтов аналитикса. Достаточно вставить код аналитики в предложенную форму, и права на сайт будут подтверждены.
- Добавление записи DNS. Способ подразумевает, что вы имеете доступ к системе, в которую можно добавить запись. Для более точных инструкций в вашем конкретном случае, нужно выбрать регистратора домена из предложенного списка.
После подтверждения прав вы сможете полноценно использовать панель. Обычно в первый день гугл производит сбор информации по сайту, поэтому в панели нет данных. Не стоит этого пугаться, ведь на следующий день или чуть позже вы получите всю необходимую информацию.
Для работы с панелью очень важно, чтобы ваш сайт индексировался правильно, поэтому рекомендую сразу же открыть в меню панели вкладку «конфигурация сайта», а далее «настройки» и выбрать основной домен с www или без. Естественно, на вторую версию сайта тоже потребуется подтверждение прав. Вскоре вы получите уведомление о том, что Google принял во внимание предпочтительный домен для сайта, то есть второй вариант не будет индексироваться.
Пробежимся по меню «конфигурация сайта». Здесь вы можете ввести все основные настройки. Первым пунктом идет «файлы sitemap». Введя в форму адрес вашей карты сайта, вы сможете легко отправить ее содержимое на индексацию. Это очень важно сделать, чтобы ни одна нужная страница не осталась незамеченной поисковиком.
Об индексации карты вы узнаете по зеленой галочке напротив ее адреса, в случае ошибок будет стоять крестик.
Пункт «доступ для сканера» один из самых полезных для вебмастера. В его первой вкладке вы можете проверить корректность вашего robots text. Под списком пунктов роботса есть специальное окно. Вставьте в него адрес проблемной страницы, например страницы – дубля, и узнайте нажав кнопку «проверить» разрешен ли этот адрес к индексации. В следующей вкладке вы можете создать роботс текст с нуля, используя правила, которые требуются для корректной индексации. Не менее важна вкладка «удалить url», она используется в случаях, когда в поиск попадают странички сайта, которых не должно там быть, например, служебные страницы или профили пользователей сайта. В этом случае вы можете вставить в форму как адрес единичной страницы, так и целый каталог. В подтверждении нужно выбрать наиболее подходящий вариант удаления. Кроме вышеописанных способов, есть возможность удалить страницу не только из поиска, но и из кэша. После этих действий вы увидите список страниц, запрошенных для удаления, а также статус вашей заявки – в ожидании, удалено. Самое главное, чтобы успешно удалить лишние страницы, учитывайте, что они должны быть закрыты в роботс текст, либо отдавать 404 ошибку при запросе. В противном случае, удаление невозможно.
Следующий пункт «ссылки сайта». Наверняка вы не раз видели в поисковой выдаче крупные сайты, у которых кроме основной ссылки, ниже, в сниппете, отображаются ссылки разделов или категорий. Как раз о таких ссылках и идет речь в этом пункте меню. Вы самостоятельно можете настроить адреса страниц, которые не должны фигурировать в качестве ссылок сайта, понизив им рейтинг. Просто введите лишнюю страничку в предложенную форму, и ее рейтинг опустится на срок 90 дней.
Пункт «изменение адреса» очень поможет при переезде на новый домен. Вы сразу дадите понять гуглу, что речь идет об одном и том же сайте. В этом случае вам придется вновь подтвердить права на домен, а также настроить 301-й редирект со старых адресов на новые.
С пунктом «настройки» вы уже успели познакомиться, помогая гуглу определить основной адрес сайта. Обратите внимание на возможность задания целевого региона, например Россия, для вашего сайта. Также довольно интересна функция выбора скорости сканирования сайта. Вы можете разрешить поисковому роботу самому определять, как часто сканировать сайт, либо выбрать свою индивидуальную скорость в зависимости от ваших потребностей.
Очень часто встречаются параметры страниц, которые не влияют на их отображение, либо наоборот параметры, меняющие всю суть страницы. В пункте «параметры url» как раз и задаются действия робота в случае обнаружения таких параметров. Для того, чтобы добавить параметр, введите его в форму, это может быть параметр «start» например, который отвечает за порядковые номера страниц в категории и фактические не влияет на содержимое, которое видит пользователь, но для робота это влияние вполне ощутимо. Естественно, подобные параметры лучше всего запретить к индексации во избежание появления дублей страниц. Введя параметр, выберите его влияние на содержимое страницы, а затем укажите действия, которые должен выполнить робот при его обнаружении. Например, не сканировать никакие страницы, содержащие его, либо наоборот сканировать все.
Таким образом, пройдя меню «конфигурация сайта», вы настроите основу для будущего сканирования и ранжирования, ведь, например, наличие дублей страниц может ощутимо влиять на положение сайта в серпе.
Переходим к следующему меню «Ваш сайт в Интернете», пункт «поисковые запросы» даст вам наглядную картинку того, как меняется интерес пользователей к сайту. Вы увидите месячный график запросов — он стоит по умолчанию, но возможно настроить и другой временной интервал. В графике также видно количество кликов по запросам. К сожалению, эта статистика не очень точная, и часто ощутимо разнится с данными счетчиков, даже с гугл аналитикс. Но примерное положение дел вы все же увидите, точно также как и рост или падение по определенным запросам и процентное соотношение по сравнению с прошлым периодом. Стоит учесть, что график показывает лишь часть запросов. Настроив фильтры, вы можете отследить конкретные запросы, которые вам наиболее интересны, а также местоположение пользователей, заходивших по ним и тип устройств, с которых производился вход.
Следующий пункт «ссылки на ваш сайт» — показывает несколько параметров – количество ссылающихся доменов, общее количество ссылок, страницы, на которые ссылаются другие сайты чаще всего. Нажав «подробнее» вы увидите полную статистику, выдаваемую гуглом, хочется заметить, что она опять же неполная. Неизвестно, чем руководствуется гугл, выбирая ссылки, которые стоит показать в панели, но то, что большую часть проиндексированных ссылок вы не увидите – это факт.
Пункт «ключевые слова» покажет наиболее часто встречающиеся из них на вашем сайте. При нажатии на слово в списке, вы увидите подробную статистику по нему, включая словоформы, а также список страниц, на которых это слово замечено и количество вхождений. Это очень удобно для определения релевантности текстов по определенным поисковым запросам.
«Внутренние ссылки» — здесь показаны страницы вашего сайта, наиболее часто упоминаемые на его других страницах. Обычно главные странички имеют наибольшее количество внутренней ссылочной массы, что дает им при пересчете более высокий PR, чем внутренним, но бывают и исключения.
Пункт « статистика о подписчиках» покажет статистику, если ваш сайт имеет rss фиды. Очень удобно использовать фид в качестве карты сайта, но это, опять же, на любителя.
Следующее меню «показатели +1» пока что мало изучено, ведь большинство вебмастеров еще не успели или не захотели поставить соответствующую кнопку на свои сайты. Вкратце, вы увидите полную статистику относительно количества нажатий кнопки «+1» и график активности пользователей касательно кнопки. Теоретически планируется влияние результатов на выдачу, но пока сложно судить об эффекте ввиду малого использования этого нового сервиса.
Меню « диагностика», пожалуй, одно из самых важных, ведь именно здесь вы узнаете, как ваш сайт видят поисковые роботы. Первый пункт «вредоносные программы» подскажет, обнаружены ли на вашем сайте вирусы или вредоносный код. Конечно, чаще всего ответ отрицательный, но в случае обнаружения, необходимо принять срочные меры для исправления ситуации, иначе ранжирование и посещаемость сайта может сойти на нет.
«Ошибки сканирования» не всегда можно однозначно отнести к таковым. Чаще всего в этом пункте показаны страницы, запрещенные в роботс текст, которые со временем сами исчезнут из поиска и, соответственно, перестанут отображаться в качестве ошибок. Также сюда входят не найденные страницы, то есть те, которые раньше существовали, а при последнем обходе робота отдающие 404-ю ошибку. Это могут быть намеренно удаленные, устаревшие странички, либо ошибка связана с недоступностью вашего сайта в момент захода робота. В этом пункте по умолчанию первой выдается вкладка «веб», но возможно посмотреть и варианты ошибок при сканировании для разных типов мобильных устройств.
Пункт «статистика сканирования» показывает поведение робота на сайте в последние три месяца, а именно количество килобайт и страниц, загруженных в день, а также среднюю скорость загрузки страницы. При этом вы видите варианты значений по этим параметрам – высокий, в среднем, низкий, что позволяет получить более четкое представление об этой статистике.
Очень интересная функция «посмотреть как Googlebot» — возможность увидеть свой сайт глазами робота. Для того чтобы это использовать, введите в предложенную форму адрес страницы, которую хотите просмотреть. Вы можете выбрать как веб содержимое, так и вариант для мобильных устройств при запросе. Дождитесь, пока запрос получит статус «успешно» — в это время страница может самостоятельно обновиться несколько раз. После получения статуса, нажмите на него и увидите свою страничку в виде кода. Эта функция очень полезна, если, например, вы недавно сменили шаблон на сайте или просто проводили какую-то работу с кодом, она позволяет быстро и внепланово отправить страницу на переиндексацию. Более того, возможно отправить не просто страницу, но и все связанные с ней url адреса. Обратите внимание, что количество запросов ограничено, используйте этот инструмент с умом.
Следующий пункт «предложения html». Он незаменим для тех, кто по-настоящему заботится о представлении сайта в поиске. Беспристрастная панель покажет все обнаруженные проблемы, связанные с мета – содержимым страниц. Кстати, довольно часто этот инструмент помогает обнаружить дубли контента, так как поисковик может их показать в связи с проблемой, например, повторяющихся метаописаний. Среди недостатков, на которые указывает данное меню, чаще всего, встречаются слишком короткие либо длинные метаописания – это наиболее реальные проблемы. А такие вещи как повторяющиеся метаописания либо теги title зачастую свидетельствуют либо о дублях, либо о невнимательности вебмастера.
Последнее меню, которое мы рассмотрим – «лаборатория». Пункт «предпросмотр страниц» помогает выявить проблемы сканирования сайта, а также увидеть свой сайт в разных вариантах – веб, мобильная версия и так называемый десктопный просмотр – с отключенными скриптами. Введите в форму адрес страницы, содержимое которой вас интересует, и гугл покажет все варианты ее вида, на основе которых легко сделать вывод, отвечает ли сайт требованиям, которые нужны для удобного просмотра на любых носителях.
«Эффективность сайта» оценивается с помощью расширения page speed. Это приложение, устанавливаясь в браузер, поможет оценить скорость загрузки страниц сайта, а также выдаст рекомендации по улучшению текущих показателей, которые сразу можно проверить на деле. Удручает лишь один момент, связанный с этим расширением – оно предлагает максимально сжать, либо исключить основную массу изображений на страницах. А ведь пользователи предпочитают сайты, текст которых разбавлен тематическими фото.
Пункт «файлы sitemap для видео» не так широко используется вебмастерами, как остальные. Загрузка этих файлов происходит по аналогии с картой сайта, поэтому обычно не вызывает вопросов.
В общем и целом, сервис панели довольно удачный и позволяет получить информацию по большинству вопросов. Новичкам будет полезно обратить внимание на странички справки, которые показываются под меню и всегда релевантны просматриваемой странице. Гугл постоянно совершенствуется, это касается и панели вебмастера, в которой теперь есть возможность легко выбирать из нескольких своих сайтов, благодаря небольшим скриншотам главных страниц. Если будущие изменения затронут точность статистики, то этот сервис можно будет по праву считать одним из лучших.