В предыдущей статье мы делали обзор сервисов товаров повседневного спроса по подписке и изучали особенности запуска такого бизнеса в нашей стране. Но не менее любопытна и еще одна разновидность subscription commerce – товары по подписке «вслепую». Этот вариант подписных товаров еще более диковинный для нашего соотечественника, так как еще более близок к глубоко укоренившемуся в нашем сознании опасению получить «кота в мешке». Но, тем не менее, на него имеется своя особенная целевая аудитория.
Сделаем обзор заграничных сервисов товаров «вслепую» по подписке и имеющихся наших аналогов.
Еда, закуски, напитки вслепую
Одним из наиболее известных западных сервисов съедобных продуктов по подписке «вслепую» является запущенный в 2012 г. крупным ритейлером Walmart проект Goodies Со, в котором подписчик за $7 может получить набор из различных деликатесов, редко попадающих на полки обычных розничных магазинов. Разумеется, в данном случае преследуется цель не столько прибыли от самого проекта, сколько рекламы дорогостоящей деликатесной продукции, которую потом подписчик сможет приобрести только на полках гипермаркета.
На знакомство с местными производителями направлен сервис «Местная еда» (localfoodfest.ru), в котором примерно за 2500 руб. в месяц подписчик получает посылку с 8 продуктами от разных поставщиков. Несмотря на то, что для поставщиков это является отличной промоакцией, создатели сервиса уверяют, что участие производителей в проекте абсолютно бесплатное, т.к. им возвращается себестоимость продукции.
Имеются сайты для гурманов-эстетов, которые предоставляют подробные рецепты ресторанных блюд, продукты для их приготовления и музыку, в сопровождении которой, по мнению создателей, лучше всего готовить и употреблять эти «шедевры кулинарного искусства». И, конечно же, само будущее блюдо, как и музыка, которая к нему прилагается, будут для подписчика сюрпризом при раскрытии коробочки. Примером такого сервиса служит сайт turntablekitchen.com/pairings-box.
Британский сервис graze.com/uk предоставляет наборы диетических закусок для детей и взрослых (блюда из орехов, сухофруктов, печенья, пирожные и пр.), причем в набор из 4 позиций могут входить как сладкие, так и соленые блюда.
Отдельно можно отметить сервисы, предлагающие для дегустации вина. Из зарубежных сайтов, например, такой сервис предоставляет lepetitballon.com (в ежемесячную посылку за $60 входят 2 бутылки вина), отечественным аналогом является invisible.ru, который, правда, работает в режиме закрытого тестирования.
Косметика и парфюмерия вслепую
Один из наиболее успешных в этой сфере зарубежных подписочных бизнесов – birchbox.com, основанный в 2010 г. выпускницами Гарварда — Катей Бошамп и Хэйли Барна. Суть сервиса состояла в том, что за небольшую плату ($10 в месяц) подписчики получают набор, как минимум, из 4 миниатюр (нечто среднее между пробником, который бесплатно раздается в каждом магазине и полноразмерным товаром) различных известных брендов класса «Премиум» и «Люкс». Тут же на форуме можно обсудить результаты тестирования, а в интернет-магазине приобрести со скидкой понравившиеся полноразмерные оригиналы. За время своего существования компания получила более $70 млн. инвестиций. На начало 2014 года сервис имел более 800 тыс. подписчиков, штат компании насчитывал 250 человек, а сама она оценивалась в $485 млн.
По аналогичной схеме за рубежом работают еще достаточно большое количество сервисов, например, lovelula.com, beautyarmy.com, beautybar.com, beautybox5.com, beautyfix.com, glossybox.com и т.д. Некоторые делают акцент именно на эко-косметике (goodebox.com, greengrabbag.com). На наших просторах тоже появились аналогичные сервисы: glambox.ru (косметика, парфюмерия), the-perfumist.ru (парфюмерия), beautybox.ru.
Но, правда, по отзывам пользователей услуг, до «люксовости» содержимому отечественных бьюти-коробочек пока далековато. Может поэтому отечественные сервисы не могут набрать масштабов американского аналога, а некоторые уже закрылись (beautybox.ru).
Товары для детей
Это направление подписки «вслепую», пожалуй, наиболее перспективно и востребовано, как за рубежом, так и в нашей стране. Но оно имеет и свои особенности запуска: мало найти подписчика и запустить сайт, нужно постоянно находить и разрабатывать интересные развивающие материалы для игр, творчества и чтения малышей, квалифицированные психологи и методисты должны составить дидактический материал, доступно разъясняющий, как в эти игры можно играть. Из зарубежных сайтов, предоставляющие посылки с детскими играми, можно назвать следующие: citruslane.com (для детей от 0 до 3-х), bluum.com (от 0 до 6), babbaco.com, kiwicrate.com.
В 2012г в России стартовал аналогичный проект «Две ладошки» (dve-ladoshki.ru). За $40 в месяц ваш ребенок получит набор из 6-8 игр, книг, развивающих материалов для творчества. Каждая коробочка посвящена какой-либо тематике, например, «Птицы», «Космос», «Части тела», «Спорт» и т.д.
Стартовые инвестиции 4-х его основательниц (Подлозная Наталья (бывший финансовый аналитик), Кавылина Наталья (ранее экономист «Лукойл»), Кирюхина Екатерина (специалист в сфере стратегического консалтинга), Панченко Екатерина (сотрудник венчурного фонда)) составили 1млн руб, в 2013г. стартап получил инвестиции в таком же размере от ФРИИ. По версии журнала Forbes Woman проект «Две ладошки» вошел в 7-ку самых необычных и успешных женских проектов в 2014 г.
Похожую схему имеет отечественный сервис aistbox.ru, но если в «Двух ладошках» имеется градация по возрасту (1,5-3 года и 3- 5лет), то в «Аистбоксе» диапазон весьма расплывчатый: от 0-7 лет и такая «универсальность» вызывает сомнения в актуальности и интересности для ребенка всего содержимого коробочек.
Одежда, бижутерия вслепую
У подписочных сервисов, предлагающих одежду «вслепую» есть один основной аргумент: «Для Вас подберет индивидуальный комплект одежды (обуви) Ваш персональный стилист». В каждой посылке подбирается полный экипировочный комплект: одежда, обувь, бижутерия и аксессуары. А понравится ли вам выбор стилиста или нет – это обозначить вы сможете, только сделав или не сделав следующий заказ. Чаще такие сервисы ориентируются на мужчин (как, например, trunkclub.com), которые в большинстве своем, не любят ходить по магазинам, что-то выбирать и будут благодарны тому, кто это сделает за них, еще и на дом принесет. Но существуют аналогичные услуги для женщин и детей, желающих быть «на пике моды», например, stylistpick.com или fabkids.com.
Еще один тренд подписного сервиса «вслепую»: нижнее белье и бижутерия. За границей имеется много сайтов, предлагающих регулярные посылки c разнообразным нижним бельем на «все случаи жизни»: stylemint.com, theknickerissue.co.uk, pantybypost.com.
В середине 2013 г. стартовал российский аналог trusbox.ru, который ежемесячно за 1000 руб. предлагал набор из 4 трусиков с каким-нибудь дополнительным сувениром в виде, например, повязки для сна. На старте основательницам удалось набрать 500 подписчиц, но для окупаемости этого количества было очень мало. Существенно большей аудитории проект так и не получил, несмотря на то, что в дополнение к «женской коробочке» был запущен и сервис для мужчин. Да и к качеству продукции у клиенток появлялось все больше вопросов: продукция закупалась в Китае и первое, что вызывало массу вопросов – несоответствие размеров заявленным. Поэтому в начале 2014 г. этот сервис перешел в режим тестирования.
Предметы искусства, книги, журналы и прочее…
Учитывая, что получение товаров по подписке «вслепую» для многих клиентов становится своеобразным фетишем, на западе по этой модели можно получать практически все: предметы искусства (artinabox.net, artsicle.com, papirmasse.com), книги (justtherightbook.com), различные журналы, например, винтажные (member.ly/pen-pop-press-vintage-magazines) или независимые (stackmagazines.com), различные хенд-мейд заготовки или уже готовые изделия (totapress.com, fairivy.com, labellabox.com, craftycreatives.com), игрушки для геймеров (lootcrate.com) и пр. Многие из них являются приложениями к интернет- магазинам. Но не всем удается просуществовать более-менее длительный период: создателям трудно найти достаточно специфическую аудиторию для своей продукции, чтобы выйти хотя бы на окупаемость, не говоря о доходности.
Существуют и бесплатные для получателя подписки. Компания Matter рассылает жителям Лондона различные подарки, которые ассоциируются с определенными брендами. Например, в первой упаковке, разосланной в феврале 2008 г. находились: фирменное мыло от Nissan, фигурка музыкального монстра от Sony Ericsson и прочие различные сувениры от Stolichnaya, Nintendo, Penguin и Virgin Atlantic. Разумеется, для брендов участие платное, что и является заработком компании.
Перспективы развития бизнеса «товары по подписке вслепую»
На первый взгляд, кажется, что такой бизнес как подписные товары «вслепую» у нас не должен прижиться в силу различных менталитетных факторов. А нет! Хоть и с меньшей динамикой развития, чем зарубежные, но приживается. Правда, по заявлению создателей, немногие из них становятся прибыльными, со скрипом выходя на самоокупаемость, но, тем не менее, выживают.
Предприниматели, решившиеся на создание такой коммерции, сталкиваются с теми же проблемами, как и те, которые запускают подписную рассылку товаров повседневного пользования, описанными нами в предыдущей статье. Но в дополнение к решению озвученных задач, перед ними становится вопрос поиска клиентов среди натур, имеющих авантюрный склад ума, способных рискнуть определенной суммой денег, сыграв в своеобразную лотерею.
Что же привлекает покупателя в посылках «вслепую»?
Проанализируем факторы, которые способствуют существованию этого вида бизнеса:
- Праздник самому себе. С каким нетерпением в детстве мы ждали подарок от Деда Мороза на Новый Год! И уже не столь важен был сам подарок, как трепет, с которым мы шли под елочку, то таинство, когда открываешь красивую коробочку, упакованную в красивую бумагу и перевязанную красивой ленточкой… Эти приятные ощущения хочется получать чаще, ну хотя бы раз в месяц, когда получаешь очередной подписочный сюрприз… Для многих людей, пользующихся таким видом сервиса важна именно эмоциональная составляющая. Пожалуй, это можно считать определенным вариантом зависимости.
- Дань моде. Особенно этот фактор актуален для косметических, бижутерных боксов. Чаще всего первыми их пробуют бьюти-блогерши, а затем получение заветных коробочек становится «делом чести» для их читательниц. Таким образом, получение «коробочек с сюрпризами» становится трендом, как и выкладывание фото в Твиттере или Инстаграме.
- Возможность попробовать новинки качественной (по крайней мере, по заявлению продавцов) парфюмерии и косметики или другой продукции за достаточно символическую плату. Это уже более практичный и разумный аргумент, чем два предыдущих. В коробочки, как правило, вкладываются не одноразовые пробники, а именно миниверсии продукции, оригиналы которой в магазинах стоят в несколько раз дороже, чем стоимость подписки.
3 комментария
Очень интересные проекты. Примерила на себя: безусловно, я бы воспользовалась сервисом по доставке нескольких «неизвестных» видов вкусняшек или вина. Всегда интересно попробовать что-то новое. Но, зная нашу систему торговли, страшновато, что гастро-бутик в такой рассылке может «спихивать» залежавшийся товар. А вот насчет вина точно надо задуматься 🙂
Самый беспроигрышный вариант, я считаю — это товары для детей. Систематизированный и упорядоченный подход к развитию ребенка «пакетными» пособиями и игрушками поможет и ребенку по-порядку изучать мир, и родителей избавит от метаний по магазинам в поисках тематических подборок. А если попадется что-то из пройденного ранее или слишком уж неподходяще-возрастное — это всегда можно будет подарить племянникам, крестникам и деткам друзей. Главное — сперва почитать отзывы о сервисах и, опираясь на свою интуицию, выбрать самый оптимальный для себя. А еще можно вскладчину заказывать такие «коробочки», а потом меняться игрушками. И экономно, и пролонгированная новизна обеспечена.
Довольно необычный сервис, преимущества которого очевидны даже на первый взгляд. Набор косметики и парфюмерии поможет получить свежие новинки от элитных производителей по приятной цене. Игровые коробочки для детей смогут удивить не только маленьких проказников, но и их родителей.