Узнаем у представителей отрасли
Вопрос «Нужно ли высшее образование в целом» довольно актуальный. Чтобы убедится в этом, достаточно изучить соответствующую выдачу любого поисковика.
Подогревают интерес к этой теме и чиновники. Вспомнить то же заявление вице-премьера о том, что с точки зрения экономики порядка 65% граждан России не нуждаются в высшем образовании. При этом, согласно результатам последней переписи населения, лишь 24% наших сограждан имеют соответствующие дипломы. Получается – в стране нехватка специалистов с высшим образованием. А если добавить к этой статистике еще проблемы с качеством образования и общим состоянии экономики – получается довольно грустная картина.
Что по этому поводу думает интернет-отрасль, характеризующаяся своей лояльностью и прогрессивностью? Чтобы узнать ответ на этот вопрос «Нужна ли вышка?», мы обратились к некоторым представителям IT- и интернет-бизнеса.
Артем Полторанин, руководитель ReadyScript lab:
«У нас в компании работал человек, который даже в школу не ходил. Его обучал дома папа, но ни к каким пробелам в знаниях это не привело, а программистом он был очень профессиональным. Следовательно, отсутствие диплома не может негативно повлиять на карьерное продвижение наших сотрудников. Важно не то, сколько лет человек провел в учебном заведении, чтобы получить нужный документ, а какими сумел обзавестись практическими навыками. Мы оцениваем именно навыки, а как они приобретены, существенного значения не имеет.
Насколько мне известно, вузы пока не обучают таким специальностям, как интернет-маркетолог, SMM менеджер, директолог, таргетолог и массе других, связанных с IT.
Если честно, то и качественным обучением программистов могут похвастаться далеко не все ВУЗы, где такой профессии пытаются учить. Мы находим специалистов, выдавая им тестовые задачи и оценивая потенциал. Понять, что у человека есть потенциал, можно даже тогда, когда кандидат на вакансию не может похвастаться наличием опыта работы по специальности».
Ольга Баранцева, генеральный директор интернет-компании R52.RU:
«Целью получения любого образования для человека является приобретение специальных знаний и навыков, которые позволят ему качественно выполнять некие востребованные в обществе функции и получать за это достойную оплату. Чем больше времени и сил тратиться на образование, тем, теоретически, индивидуум должен быть более профессионален и занимать более престижное и «доходное» место в социуме.
В современных реалиях высшее образование однозначно говорит лишь о том, что человек заморочился и потратил 5 лет на обучение. О многом может сказать также рейтинг учебного заведения и сложность факультета.
В R52.RU наличие у кандидата высшего образования является лишь одним из критериев его оценки при приёме на работу, т.е. не является определяющим. Гораздо более важное значение имеет опыт работы, портфолио, дисциплинированность, обучаемость, срок работы на предыдущем месте, способность и желание работать в команде.
У нас нет обязательного требования наличия высшего образования, однако, в настоящее время только 2 человека из почти шестидесяти его не имеют – один старший программист и один дизайнер. Качество их работы нас абсолютно устраивает.
Практически все разработчики имеют профильное образование. Правда, как сказал один из наших программистов, «за два первых месяца работы в digital-компании я научился большему, чем за пять лет в институте».
Среди сеошников, маркетологов, директологов примерно половина имеет гуманитарное образование (лингвисты, психологи), а половина техническое (физмат, ВМК, инженерные специальности)».
Николай Апурин, генеральный директор крупного веб-интегратора «АРТВЕЛЛ»:
«Наша позиция — высшее образование нужно всегда. Более того, если у сотрудника красный диплом — АРТВЕЛЛ доплачивает ему + 10% к окладу ежемесячно».
Владимир Тупоршин, генеральный директор Webasyst:
«Вышка желательна, но необязательна. Если она есть, то пусть она есть по естественно-математическим или инженерным специальностям. Лучше если это крутая вышка, типа эмгэушные ВМиК или мехмат, физтех, МИФИ, бауманка. Я сейчас говорю о тех, которые приходят в наш производственный цех, делать программный продукт. Их повседневные задачи это: проектирование интерфейсов, баз данных, написание программного кода и т.д. При этом, в перечисленных выше ВУЗах этому не учат. Этому почти нигде не учат. Технологии продуктов для интернета появляются и обновляются быстрее, чем сдаются и пересдаются сессии. Все те знания, которые мы хотим и требуем от наших кандидатов, они приобретают в повседневной практике, днями и ночами просиживая за компом в порыве творческой увлеченности и созидания. В связи с этим, вот эта самая увлеченность (а лучше если это пассионарность!) для меня куда важнее, чем формальные знания, помеченные оценками во вкладыше к диплому. А законченный вуз более значим с точки зрения того, что он «вправил мозги». С такими мозгами человек обладает достаточным фундаментом абстрактных знаний, чтобы быстро освоить любую новую дисциплину этого неспокойного онлайн-мира.
Про «конкретные примеры». В моей бизнес-жизни самые замечательные примеры как раз про людей без вышки. Партнер, с которым начинали двадцать пять лет назад, не имел высшего образования. Но имел колоссальные технические умения и сильнейшую страсть к делу. Сегодня он руководит собственным успешным бизнесом, который вырос из нашего совместного. Другие примеры великолепных технарей, с которыми я до сих пор работаю, это люди, которые бросили вышку на первом-втором курсах, потому что «не хотели решать задачки», а хотели реальной работы».
Андрей Морозов, генеральный директор компании ЕВРОСАЙТЫ:
«Мы всегда ставим в приоритет кандидатов с высшим образованием, высшее образование, даже если средний балл невысок дает его обладателю хорошие базовые знания, которые отсутствуют о человека со средним образованием. Также люди с высшим образованием обучаются намного лучше и быстрее. Но бывают исключения — приходят к нам люди, которые, не имея высшего образования, имеют отменный опыт в нужной нам сфере. Порой это даже лучше, чем наличие высшего образования. Для нас главное — чтобы сотрудник любил свою работу и выполнял работу добросовестно, мы в свою очередь заботимся о сотруднике и обеспечиваем его разными плюшками».
Алексей Шишкин, генеральный директор Redsoft:
«На мой взгляд, высшее образование в нашей сфере будет запаздывать на 3-10 лет до тех пор, пока не поменяется вся система образования. И я не вижу в этом ничего плохого, ведь основная ценность хорошего университета не столько в полученных знаниях, сколько в созданной картине мира, которая создается как результат влияния полученных знаний, коллектива (однокурсников, преподавателей) и опыта работы по специальности или в смежных областях.
Если задуматься, нам нужны трудолюбивые, умные, инициативные и командные сотрудники. ВУЗы и школы обычно не ставят задачи развивать эти качества, за исключением ряда экспериментальных программ (в одной из которых участвовал ваш покорный слуга). Поэтому я при найме на работу смотрю не на релевантность полученной специальности и вакансии, а на то, сложно ли в ВУЗе учиться, каков уровень выпускников и т.п.
Например, по специальности frontend-разработчика, насколько мне известно, нет полноценной программы в рамках государственной системы образования (но есть курсы обучения HTML). Ценность таких курсов мне кажется довольно сомнительной, потому что обучение стажером в студии за месяц даст в сотни раз больше опыта, при том что всю необходимую информацию легко получить из интернета.
Резюмируя, я бы сказал, что образование для работы в нашей отрасли может послужить неплохой платформой для работы, но вряд ли может стать поводом для серьезного интереса со стороны работодателей. У нас были и бестолковые сотрудники из неплохих технических ВУЗов (особенно меня разочаровал МАИ) и отличные проектировщики:
один — с совершенно непрофильным образованием (искусствоведение)
второй — с профильным (псифак МГУ)».
Инга Таирова, заместитель директора по развитию интернет-агентства Bquadro:
«Так сложилось, что многие сотрудники в нашей отрасли не имеют соответствующей «вышки». Особенно это касается тех, кому за 30. В те годы, когда они поступали в университет, таких специальностей ещё не существовало: веб-дизайнер, SEO-специалист, front-end разработчик и т. д.
Интересно, что даже сейчас ситуация не сильно поменялась. ВУЗы либо не выпускают таких специалистов, либо выпускают с неактуальным набором знаний. И им сразу после получения диплома требуется навёрстывать этот разрыв, чтобы стать востребованными на рынке.
Есть смежные специальности, откуда приходят чаще других: маркетинг, графический дизайн, технические специальности. Для разработчиков, я считаю, техническая база очень важна: именно она позволяет расти и предлагать новые нестандартные решения.
С дизайном, по моему опыту, всё наоборот. В первую очередь, нужен талант, а многолетнее обучение часто шаблонизирует дизайнера, и он уже не в силах сгенерировать что-то свежее и оригинальное. Все самые лучшие, с кем мне довелось быть знакомой, — самоучки с огнём в глазах».
Катерина Логвинова, директор по коммуникациям CMS Magazine:
«Я из тех, кто считает, что высшее образование в диджитале не будет лишним. Но есть ситуации, когда, пропуская этот этап, выпускники школ могут получить фору и обогнать своих сверстников в профессиональном росте. Как? Все просто. Представим абсолютно двух одинаковых людей: Лешу и Гошу. Оба закончили школу. Но Леша поступил в ВУЗ и тем самым определил свои планы на ближайшие 4-6 лет. А Гоша не стал поступать в ВУЗ, т.к. его интересует веб-дизайн, он записался на 1,5-годовое обучение, важным элементом которого является формирование профессионального портфолио. Через полтора года он имеет навыки, позволяющие ему устроиться как минимум падаваном дизайнера в какое-нибудь агентство на минимальную ставку, скажем, в 30 тысяч рублей. Проработав еще 1,5-2 года, он прокачал свои скилы и стал полноценным дизайнером, претендующим уже на 40-60 тысяч рублей в месяц. При этом особых проблем с поиском работы уже быть не должно. Не будем забывать про то, что сказали спикеры выше – реальный опыт важнее теории, а у Гоши уже есть и стаж, и портфолио. А что Леша? Он еще продолжает учится, а выпустившись, скорее всего начнет свой профессиональный рост практически с нуля с чистым портфолио и пустой трудовой книжкой. Если при этом он тоже планирует работать дизайнером – он явно отстал от Гоши на 3-5 лет».
Попробуем подытожить.
- Особенность IT- и интернет-отрасли заключается в том, что технологии меняются быстрее, чем ВУЗы успевают готовить соответствующих специалистов. Поэтому, если даже человек получил профильный диплом лет 5 назад – он по сути уже не актуален. Практика, актуализирующая навыки, здесь всегда будет на первом месте.
- Лояльность digital-агентств и IT-компаний к отсутствию диплома о высшем образовании во многом связана с реалиями – по многим специальностям ВУЗы еще не даже не построили программу обучения, не говоря уже о выпуске специалистов.
- Многие программисты, художники, дизайнеры – по сути самородки. Да, у многих за плечами курсы повышения квалификации или опыт дистанционного обучения. Но наибольший вклад в свою квалификацию они сделали сами.
- Основное значение имеет портфолио. Если оно достойное – можно не бояться остаться без работы даже без наличия диплома. А вот обладая дипломом, но не имея портфолио – найти работу гораздо сложнее. При этом даже в случае успеха, уровень зарплаты будет существенно ниже, чем у человека с опытом, но без диплома.
- Большинство руководителей считают, что наличие любого высшего образования, пусть даже совсем не профильного, лучше, чем его отсутствие. Какой бы не была образовательная программа конкретного ВУЗа — в ней даются хотя бы общие знания, которые помогают людям быстрее понимать суть глобальных или узкопрофильных процессов.
- Даже агентства, которые заявляют, что наличие высшего образования для них в целом не принципиально, отмечают, что таких сотрудников в их коллективе – единицы. Совпадение или система? Каково ваше мнение?
- Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что, если человек определился со своей будущей профессией уже в школе и эта профессия не предусматривает обязательное наличие высшего образования или ВУЗы еще не выпускают по ней специалистов, есть смысл рассматривать другие варианты образования. Другое дело – если выпускник школы еще не сориентировался в том, кем именно он хочет работать. Высшее образование здесь точно не будет лишним.