«Успех в жизни в большей степени зависит от того, что окружающие смогут сделать для вас, чем от того, что вы сделаете для них»
Эл Райс, гуру маркетинга
Хорошо это или плохо, но сфера образования одна из самых консервативных. Можно вернуться на 100 даже на 200 лет назад и увидеть, что в процессе передачи знаний почти ничего не изменилось. Менялись детали, методологии, отменялись розги, но по сути оставались те же уроки в школах, лекции в университетах, домашние задания и т.д. Появление персональных компьютеров в конце ХХ века и распространение мобильных устройств в начале ХХI тоже не стали предпосылками для революции.
Прогрессивная часть человечества наверняка уже ощущает грядущее кардинальное изменение порядка вещей в складывающихся на протяжении столетий системе образования. Предвестников достаточно, вот одна из недавних новостей: Массачусетский технологический институт (MIT) – один из самых престижных вузов мира среди инженеров – оцифровал учебную программу и сделал её доступной для всех желающих. Бесплатно! Это ли не революция?
Еще нет, это только начало. В авангарде изменений в закостеневшей (давайте признаемся себе в этом!) системе образования сейчас находятся многочисленные стартапы. Они не боятся экспериментировать и предлагают самые невероятные концепции, которые затем проходят проверку на прочность со стороны пользователей и, конечно, инвесторов. Вместе они формируют быстро растущий рынок онлайн-образования или MOOC (Massive Open Online Courses). По прогнозам исследовательской компании J’son & Partners Consulting в 2016 г. его объем превысит рекордные $50 млрд. Но чтобы разделить между собой лакомый пирог, участники рынка применяют самые разные методы.
UniWeb
Александр Оганов, генеральный директор и основатель этой платформы онлайн-обучения, является членом Экспертного совета Правительства РФ по популяризации русского языка и русскоязычного образования. UniWeb совместно с российскими вузами разрабатывает образовательные онлайн-продукты с целью распространения качественного образования на русском языке. Сегодня доступны 82 программы, созданные совместно с девятью учебными заведениями.
Отличительной особенностью UniWeb является участие в подготовке контента – в итоге «товар» получается штучный. В этом сила и одновременно слабое звено выбранной бизнес-модели: ее тяжело масштабировать, но потенциально она позволяет больше зарабатывать на одном ученике. Например, стоимость программы Integrated MBA Института бизнеса и делового администрирования достигает 500 000 руб. Проект играет роль переходного звена от классической к современной модели образования.
Preply
Несмотря на то, что Preply представляет собой глобальную международную площадку для поиска репетиторов по различным языкам, школьным предметам и даже хобби, удельный вес России в структуре ее доходов пока остается самым большим и превышает четверть. Для этого есть вполне логичное объяснение – изначально этот стартап фокусировался именно на рынки России и стран СНГ. Немаловажную роль сыграл и огромный масштаб российского рынка, но и сами пользователи поняли, на чем могут выиграть.
Как и в случае с UniWeb, главным драйвером развития проекта Кирилла Бигая является предоставление доступа к качественным знаниям. Только поставщиком знаний выступают в данном случае не вузы, а зарегистрированные на платформе индивидуальные преподаватели. Они получают возможность дополнительного заработка (нередко в валюте, если ученик находится за пределами России), а ученики в свою очередь могут учить языки с носителями через скайп. Про внутренний рынок создатели сервиса тоже не забыли – встречи с репетиторами можно назначать по старинке дома.
Udemy
Если Preply «продает» репетиторские часы, то платформа Udemy онлайн-курсы. Стартап преследует цель демократизации системы образования, где каждый желающий может попытаться заработать на авторском курсе. Пользователям платформа предлагает приобрести первый курс за 27 евро, но есть и дороже. Если учесть, что успешные курсы иногда собирают многотысячные аудитории, есть реальный шанс неплохо заработать.
Интересной отличительной особенностью Udemy (и хорошим источником дохода) является опыт работы по В2В-модели с крупными корпоративными клиентами. Послужной список клиентов впечатляет – чего только стоит оператор мобильной связи T-Mobile. В этой части бизнеса Udemy создает тренинги при участии заказчиков, которые затем их используют для внутренних целей обучения сотрудников.
Coursera
Находятся и такие стартапы, которые делают ставку исключительно на контент первоклассного качества. В случае с Coursera его создателями выступают такие известные вузы как, например, Stanford, Yale или Princeton. Всего партнерские отношения налажены с более, чем 120 ведущими мировыми учебными заведениями. Основатели тоже весьма уважаемые люди из мира науки: профессора информатики Стэндфордского университета Эндрю Нг и Дафни Коллер.
Суть смелого эксперимента Coursera состоит в том, чтобы повысить доверие к онлайн-образованию. Предполагается погружение в курсы в режиме реального времени, сдачи экзаменов и получение сертификатов. Кстати, они все чаще украшают профили пользователей в LinkedIn. Некоторые особенно востребованные курсы платные, стоимость может составлять нескольких сотен долларов, зато ученик (в случае успешного окончания!) вправе рассчитывать на сертификат соответствующего учебного заведения.
Khan Academy
Коль скоро жива «Википедия», совершенно бесплатное образование тоже имеет право на жизнь. Очевидно, примерно так рассуждал выпускник MIT и Гарварда Салман Хан, создавая некоммерческую академию. За лозунг «For free. For everyone. Forever» расплачиваются неравнодушные к проблеме доступности качественного образования сознательные пользователи (минимальный размер добровольного пожертвования составляет всего $3), а также крупные организации. Наиболее известные – Google и Фонд Билла и Мелинды Гейтс.
В настоящий момент Khan Academy, пожалуй, как ни один другой образовательный стартап, заставила переосмыслить существующую модель образования. А ведь все начиналось практически с баловства или, точнее, с невинного хобби. Прообразом для энциклопедического каталога уроков послужила серия записанных и выложенных на Youtube видео с уроками по алгебре. Предназначались они… для племянницы Хана.
Кирилл Бигай,
соучредитель и управляющий партнер Preply